Проверка готовности болельщиков : «Математическое ли это слово: треугольник, ишак, дециметр, уравнение, катер, катет, периметр, угол, уголь, параллелограмм, цифра, цапля, резус, радиус, формула, формуляр, пенал, деление?
( Если да, то хлопаем в ладоши. Если нет, то топаем ногами.)
Разминочный тур :
1. Горело 5 свечей, 2 потушили. Сколько свечей осталось? (2)
2. В корзине 15 слив. Хозяйка положила в компот треть слив. Сколько слив в компоте? (5)
3. Сколько нулей будет в конце произведения всех цифр? (1)
4. В каком случае сумма двух чисел равна первому слагаемому? (Второе слагаемое равно 0)
5. Летело 25 гусей. Одного гуся подстрели охотники. Сколько гусей осталось? (1)
6. Яйцо всмятку варится 2 мин. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 5 яиц? (2 мин)
7. Сколько получится, если два десятка умножить на два десятка? (400)
8 .Ученик первого класса живёт на 10-м этаже, но доезжает на лифте до 7-го этажа и идёт дальше пешком. Почему? (не достаёт до кнопки выше 7)
9. Два отца и два сына купили 3 апельсина и разделили их
поровну. Как это могло случиться?
10. Какую последнюю цифру имеет произведение натуральных чисел от 11 до 19? (0)
11. Петух на одной ноге весит 4 кг. Сколько кг будет весить петух, если встанет на две ноги? (4 кг)
12. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? (30)
13. В семье шесть дочерей, каждая имеет одного брата. Сколько всего детей в семье? (7)
14. Двое конькобежцев на соревнованиях пробежали 8 кругов. По сколько кругов пробежал каждый?
15. Если два петуха закричат изо всех сил, то человек проснётся. Сколько петухов должно закричать, чтобы проснулись 4 человека? (2)
16. Что тяжелее : килограмм гривенников или полкилограмма двугривенников? (кг гривенников)
17. Сколько концов у палки? У 5 палок? У 5 с половиной палок? (2, 10, 12)
«Цифровые загадки» :
1. Какое имя состоит из 30 местоимений? (30я)
2. В каком слове 100 отрицаний? (100нет)
3. Название какой птицы состоит из четырёх десятков одинаковых букв? (40а)
4. В названии какой цифры слышится название меньшей цифры? (восемь)
5. В названии какой артистической профессии содержится цифра? (актриса)
6. В названии какого вида спорта можно услышать число 10? (ТЕНнис)
7. Назовите слово, 100 одинаковых букв которого можно найти на лугу? (100г)
Конкурсы :
1.Сколько треугольников на рисунке? :
2. За 3 мин написать слова, в которые входит число 100.
(пи100лет; про100р; пр100кваша; 100г; 100н; 100лица; по100ронний; 100л; пу100меля; 100лкновение…)
3. Можно ли в листе бумаги прорезать отверстие, чтобы в него пролез взрослый человек?
4. За 5 мин записать русские пословицы и поговорки, в которые входит число 7.
(Семеро одного не ждут. У семи нянек дитя без глазу. Семь раз отмерь, один раз отрежь. За семь вёрст киселя хлебать. Седьмая вода на киселе. Семи пядей во лбу. Один с сошкой, семеро с ложкой. Семь вёрст до небес, да всё лесом. Семь пятниц на неделе…
Тур задач :
1. Масса бидона с молоком 32 кг, без молока 2 кг. Какова масса бидона , заполненного наполовину? (17 кг)
2. На круглом торте 7 розочек. Разделить торт тремя линиями на 7 кусков (можно разных) так, чтоб на каждом куске было по одной розочке.
3. На каком расстоянии друг от друга будут два поезда, идущих навстречу друг другу, за 1 час до встречи, если скорость одного из них 60 км\ч, а скорость другого 40 км\ч? (100 км)
4. Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? (12яиц)
5.Шоколадка стоит 10р и ещё половину шоколадки. Сколько стоит вся шоколадка? (20р)
6. Семь человек обменялись фотографиями. Сколько было роздано фотографий? (42)
7. Бревно пилят на 10 частей. Сколько надо сделать распилов? (9)
8. Одна девочка писала : «Двести сорок да двести сорок будет четыреста сорок». Она не ошиблась? В чём?
9. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять ершей. Сколько птиц? Ответь скорей. (5)
10. В трёх мешках находятся крупа, вермишель и сахар. На первом мешке написано «крупа», на втором – «вермишель», а на третьем – «крупа или сахар». В каком мешке что находится, если содержимое каждого из них не соответствует надписи?
11. Как нужно расставить знаки «+» в записи 1234567, чтобы получилась сумма, равная 100. (1+23+4+5+67)
Загадки для болельщиков :
На четырёх ногах стою,
Ходить я вовсе не могу. (стол)
Возле ёлок и иголок
Летним днём построен домик.
За травой не виден он,
А жильцов в нём – миллион. (муравейник)
Ты со мной не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - …(осьминог)
Нас семь братьев: летами все равные, а именами все разные.
(дни недели)
Четверо ребят в одной шубе сидят,
А пятый в шубёнке стоит в сторонке. (рука в варежке)
Рядышком два стоят,
Направо, налево глядят.
Только друг друга совсем им не видно,
Это, должно быть, им очень обидно. (глаза)
Математические забавы М.Ю.Лермонтова (для болельщиков):
1. Задумайте любое число до 20. Прибавьте к нему 25, прибавьте ещё 40, отнимите 36, отнимите задуманное число, остаток умножьте на 2, отнимите 8. Получится 50!
2. Задумайте любое число до 20, прибавьте к нему 18, отнимите4, прибавьте 46, отнимите задуманное число, разделите остаток на 15. Получится 4!
Математический марафон
1.Гимнастика ума.
Количество вопросов должно быть поровну.
1.Сколько дециметров в 1 м?
2.Назвать пять дней подряд, не называя ни дней недели, ни месяцев.
3.Математическое вступление перед началом детской игры. (считалка)
4.У семи братьев по одной сестре. Сколько детей в семье?
5.Какую геометрическую фигуру изучает наказанный ребенок?
6.В скольких точках пересекаются две прямые?
7.Как называется треугольник, у которого все стороны равны?
8.Назвать компоненты действия деления.
9.Когда делимое и частное равны между собой?
10.Равенство, содержащее неизвестное.
11.Числа, использующиеся при счете.
12.Число, стоящее над дробной чертой.
13.Сумма длин всех сторон многоугольника.
14.На одной руке 5 пальцев, на двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
15.Двое коней пробежали 200 м. Сколько пробежал один конь?
16.Одно яйцо варится 4 мин. Сколько минут будут вариться 5 яиц?
17.Назвать наименьшее натуральное число.
18.Какими буквами обозначаются точки?
19.Чему равна сумма углов треугольника?
20.Сумма каких двух чисел равна их произведению?
2.Математическая сорока.
Балл получает команда, которая даст первой правильный ответ.
1.В треугольнике отрезали три угла. Сколько углов осталось? (шесть)
2.Сколько дней в обычном году?
3.Как называется десятая часть метра? (дециметр)
4.Какая геометрическая фигура не имеет ни начала, ни конца? (окружность)
5.Сколько подвигов осуществил Геракл? (12)
6.Сколько цветов имеет радуга?
7.С помощью какого действия находим произведение?
8.Какой компонент больше – уменьшаемое или вычитаемое?
9.Если велосипед проехал 12 км, то сколько километров проехало одно колесо?
10.Как называется часть яблока, разделенная на 4? (четверть)
11.Какие числа называются четными?
12.Чему равна 1/100 м? (сантиметр)
13.Каким числом начинается четвертый десяток? (31)
14.Сколько градусов имеет прямой угол?
15.Сколько нулей в записи числа 1000?
16.Как называется прямая линия, имеющая начало и конец?
17.С помощью какого действия находят разность?
18.Что тяжелее 2 кг сахара или 2 кг перьев?
19.Число, состоящее из части целого (дробь)
20.Масса цапли, стоящей на одной ноге, 3 кг. Какой будет масса цапли, стоящей на двух ногах?
21.На столе стояло 3 стакана с соком. Юра выпил один стакан сока. Сколько стаканов осталось? (3)
22.Сколько будет, если 10 разделить на десятую часть? (100)
23.Одна двадцать четвертая часть суток? (час)
24.В каком треугольнике один угол равен сумме двух других? (в прямоугольном)
3.Художник
Математики – талантливые люди. Из каждой команды приглашается по одному человеку.
1.Левой рукой нарисовать окружности, а правой одновременно треугольник.
2.Два «художника» каждой команды одновременно рисуют левой рукой цифру 9, а правой рукой цифру 6.
3.Не отрывая мела от доски нарисовать лебедя, использую цифру 2.
4.Использую цифру 1, нарисовать мышь.
Лев Николаевич Толстой сравнивал человека с дробью, числителем которой является то, что он пред-ставляет собой на самом деле. А знаменателем – то, что он о себе думает. Чем выше мнение челове-ка о себе, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь. Какой вывод вы сделаете для себя из этого меткого сравнения?
4.Игры со спичками и не только
1.Переложить одну спичку так, чтобы равенство стало верным. VI – IV = IX ( V + IV = IX, VI + IV = X)
2.На столе лежат три спички. Больше спичек нет, а те, что есть, ломать нельзя. Сможете ли вы из трех спичек сделать четыре? (III – 3, IV – 4)
3.Сколько концов у 3 спичек?
4.А у пяти с половиной?
5.А у трех с четвертью?
5.Математический переход
1.Записать 48 тремя четверками.
2.Записать 48 четырьмя шестерками (6*6+6+6)
3.У портного есть отрез сукна 18 м и ежедневно он отрезает от него по 3 м. На какой день он сделает это последний раз? (на пятый)
4.Как записать число 100, использовав 5 единиц? (111-11=100)
5.Записать число 100 пятью пятерками. ((5+5+5+5)*5=100)
6.Записать нуль тремя пятерками ((5-5)*5 или (5-5):5)
7.Какое наибольшее число можно записать с помощью четырех единиц?
8.Лесорубы каждую минуту отрезают от бревна 1 м. За сколько минут они отрежут бревно длиной 6 м?
9.Как провести в треугольнике одну линию, чтобы разбить его на четыре фигуры? (окружность)
10.Какой год ХХ века записан так же, как он будет записан, если повернуть лист верхним краем вниз? (1961)
11.Сколько знаков «+» надо поставить между цифрами 987654321, чтобы получить 99? (9+8+7+6+5+43+21=99 или 9+8+7+65+4+3+2+1=99).
12.Разместитиь в порядке возрастания решения уравнений. 2х=10; х-2=10; 2х=1; х-2=0; х*2=64.
13.Что означают числа римской нумерации: I V X L C D M?
Лотерея «Счастливый случай»
Представители команд по очереди подходят к столу и берут по одному вопросу. Отвечать следует сра-зу. За каждый правильный ответ – 1 балл. В случае отсутствия ответа право получить дополнительные баллы дается команде соперников.
1.Автор учебника по математике, по которому вы учитесь.
2.В переводе с греческого языка «та, которая делит пополам». О чем идет речь? (о биссектрисе)
3.Можно ли разносторонний треугольник разрезать на два равных треугольника? (нельзя)
4.На уроке физкультуры ученики стали в один ряд на расстоянии 1 м друг от друга. Весь ряд был дли-ной 25 м. Сколько было учеников? (26)
5.Кирпич весит 2 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (4 кг)
6.Когда мы смотрим на «3» и говорим четверть? (когда минутная стрелка часов показывает на 3, чет-верть часа)
7.Почему стопкраны в поезде красные, а в самолете желтые? (в самолете стопкранов нет)
6.Командный конкурс
Команды получают задание: нарисовать человека только из 0; нарисовать человека только из 1
В это время конкурс болельщиков: песни, в которых упоминаются числа.