Реализация новых госстандартов в 5 классе

 

Устный счет и игровые формы и методы обучения

Образовательный стандарт основного общего образования по математике направлен на достижение следующих целей:

·         интеллектуальное развитие учащихся: развитие логического мышления и речи, алгоритмической культуры, формирование качеств мышления, свойственных математической деятельности и необходимых для получения общего образования, для полноценной жизни в современном обществе;

·         воспитание качеств личности, связанных с изучением математики – воображения, интуиции, творческой активности и самостоятельности, способности ориентироваться в новых условиях;

·         овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения в повседневной жизни, изучения смежных дисциплин, продолжения обучения в старшей школе или иных формах среднего образования:

·         формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Новые государственные стандарты не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

·         изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);

·         изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).

 

При организации учебного процесса надо обращать внимание на избирательную внимательность учащихся. Дети легко откликаются на необычные уроки и внеклассные дела, они в этом возрасте склонны к спорам и возражениям. Этот возраст благоприятен для творческого развития. Учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствия, самому решать проблему, участвовать в дискуссиях, отстаивать и доказывать свою правоту. Стандарт ориентирован на воспитание школьника-гражданина и патриота Украины, развитие духовно-нравственного школьника, его национального самосознания.

 

Например, рассматривается классическая задача о пауке и мухе: «На рисунке изображен стеклянный куб. На верхней грани этого куба сидит муха, а на боковой грани – паук. Изобразите маршрут, по которому должен двигаться паук, чтобы добраться до мухи как можно быстрее».

Для проверки этой гипотезы им предлагается мысленно разрезать куб по ребрам боковой грани, на которой сидит паук, отогнуть её и изобразить предполагаемый маршрут. Выясняется, что кратчайший путь найден неверно, т.к. он представляет собой ломаную, а отрезок, соединяющий паука и муху, короче неё.

По завершении работы над задачей, учитель подчеркивает, что наши выводы, сделанные на основе наблюдений, требуют обоснования.

Организация работы по выполнению таких заданий обеспечивает:

- формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий (УУД), связанных с исследовательской деятельностью: наблюдение, сравнение, сопоставление, эксперимент, установление аналогий, классификация, установление причинно-следственных связей;

- формирование коммуникативных УУД: умение участвовать в дискуссиях, сознательно ориентироваться на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит перед нами, учителя математики, – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов, таких как информационные и телекоммуникационные технологии, метод реализации проблемного обучения, практических работ, опорных схем или карточек-информаторов, метод анализа и синтеза, метод тестирования, использование различных форм ИКТ.

Виды проблемных заданий:

1. Тема «Свойства деления»

 

Коле дали задание найти значение выражения

 

(37 + 34*5) : (45*3 – 135) .

 

Он  сказал, что найти значение этого выражения нельзя. Прав ли он?

 

2. Тема «Объем прямоугольного параллелепипеда».

 

ü  Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 2 000 000 л воды. Как вы полагаете, можно ли плыть в этом бассейне?  

Проблема: несоответствие  единиц измерения.

 

Учащиеся ищут пути решения задачи, используя повествование учителя о единицах измерения объемов.

 

ü  Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?

 

Проблема: не знают понятие объема и формулу для нахождения объема параллелепипеда.

 

Учащиеся выбирают необходимую им информацию, используя текст учебника. Обсуждают решение задачи, делают вывод, записывают формулу в тетради.

 

Типология задач.

 

1. Задачи с несформулированным вопросом.

 

Пример. Шоколад стоит 15 руб., коробка конфет 30 руб. Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи.

 

2. Задачи с недостающими данными.

 

Пример.  Из двух пунктов вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода. Скорость одного пешехода равна 7 км/ч, а скорость другого – на 1 км/ч больше. Какое расстояние будет между пешеходами через 2 часа?

 

Учащимся задаются вопросы:

 

Почему нельзя дать ответ на вопрос задачи?

 

Чего не хватает?

 

Что нужно добавить?

 

Докажи, что теперь задачу точно можно будет решить?

 

А можно ли что-нибудь извлечь даже из имеющихся данных?

 

Какое заключение можно сделать из анализа того, что дано?

 

3.  Задачи с излишними данными.

 

Масса 11 ящиков яблок 4 ц 62 кг, а масса 18 ящиков груш 6 ц 12 кг. В магазин привезли 22 ящика яблок и 6 ящиков груш. На сколько килограммов масса одного ящика яблок больше массы одного ящика груш.

 

4. Задачи с несколькими решениями.

 

Пример. За три дня в магазине продано 1280 кг яблок. В первый день продали 25% всех яблок, а во второй день – 45% всех яблок. Сколько килограммов яблок продали в третий день? Решите задачу несколькими способами. Какой из них наиболее простой.

 

5.  Задачи с меняющимся содержанием.

 

Пример.  Исходная задача. Туристы прошли за день 20 км, что составило 40% намеченного маршрута. Какова длина маршрута?

 

Второй вариант. Туристы прошли за день 20 км, и им осталось пройти 60% намеченного маршрута. Какова длина маршрута?

Заключение. Использование технологии проблемного обучения требует от меня значительных затрат времени при подготовке уроков, т. к. сформулировать проблемный вопрос достаточно сложно, важно продумывать каждое задание и каждое слово, чтобы они вызвали затруднение у учащихся и в то же время не отбили желания это затруднение преодолеть. Достаточно много времени тратится и на уроке на разрешение той или иной проблемы, но это время более ценно по сравнению с тем, которое тратилось бы на подачу готовых знаний.

ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

 

Игровые формы и методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:

 

1) стимулирование мотивации и интереса, например: в общеобразовательном плане, в продолжении изучения темы

 

2) поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме, например: расширенного осознания различных возможностей и проблем;

 

3)развитие навыков, например: критического мышления и анализа, принятия решения, конкретных умений (обобщать информацию, готовить реферат и др.), готовность к специальной работе в будущем.

 

4) изменение установок:

 

·        социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество)

 

·        восприятия интересов других участников, социальных ролей.

 

5) саморазвитие или развитие благодаря другим участникам:

 

- оценка преподавателем

 

- осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.

 

С помощью игры можно снять психологическое утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создание обстановки радости на занятиях.

 

Игра – это почти всегда соревнование. Дух соревнования в играх достигается за счёт разветвлённой системы оценивания деятельности участников игры, позволяющей увидеть основные аспекты игровой деятельности учащихся.

 

Коллективная форма работы - одно из основных преимуществ игры. В игре обычно работают группы из 5-6 человек. Второе преимущество игр в том, что в них активно и одновременно может принимать участие весь класс. До минимума сводится роль и участие учителя  в игре.

 

Для участия в игре не требуется репетиций, поэтому не теряется новизна предстоящей игровой деятельности, что является источником постоянного интереса играющих к событиям в игре.

 

«Одна из сложнейших задач, над решением которой бьётся не одно поколение учителей, - развить ум ребёнка, приохотить его к активному, напряжённому, интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя, а добывателя» (Шаталов)

 

За период многолетней работы, к сожалению прихожу к выводу, что многие дети, обладая прекрасными способностями, имеют очень серьёзные пробелы:

 

- очень медленно выполняют вычислительную работу (как устную, так и письменную)

- не всегда применяют рациональные способы вычислений

- допускают ошибки в вычислениях  и т. д.

 

Мне, как и любому учителю, хочется, чтобы мои ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при выполнении любых заданий, владели бы умениями решать основные типы задач и уравнений, что необходимо при решении задач повышенной трудности.

 

Некоторые из этих трудностей мне удалось преодолеть с помощью введения в урок игровых моментов. Ведь  без игры не может быть полноценного умственного развития. «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (Сухомлинский) Таким образом, игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Я пришла к выводу, что с детьми надо и необходимо играть. А как же нам при таком объёмном программном материале уделять время для игры? Наиболее подходящими для этого являются итоговые уроки, которые можно не чаще одного раза в месяц проводить. В число итоговых уроков я включаю интегрированные уроки, на которых учащиеся не только демонстрируют свои знания, но и получают дополнительную информацию, связанную с другими предметами.

 

Я же хочу предложить Вашему вниманию технологию проведения «арифметической физминутки», поскольку уверена, что многие учителя об этом даже и не слышали. Играющие рассчитываются на 1-10. Каждый должен запомнить своё число.

 

Упражнение №1: учитель называет то или иное число, а ученик под этим номером должен обязательно встать, затем учитель называет двузначное число, например 17 (встают те, у кого числа 1 и 7). После того, как это упр. Отработано

 

Упражнение №2: Учитель предлагает встать не тем, кого он назвал а их соседям слева и справа. (например учитель назвал число 6, а встают 4-ый и 5-ый) Дальше по усложняющей: можно предложить несложные примеры на сложение и вычитание.

 

Думаю, что учителя математики со мной согласятся, если я скажу, что придя в 5 класс, дети очень трудно воспринимают на слух простые, казалось бы, выражения: «Чему равна сумма чисел 5 и 7?» Или: «Найдите разность 9 и 2». Детям больше нравится, когда им предлагают: «Прибавьте к 5-ти 4, или вычтите из 8-и  6» и т. д. Поэтому уже с 5-ого класса перед нами, математиками, стоит задача: учить мыслить.

 

Упражнение №3: например: найти сумму 3 и 6 (встаёт тот, у кого 9) , найти разность 9-ти и 5 (встаёт тот, у кого 4) и т. д. Дальше ещё сложнее: найти сумму 23 и 12, (так как в сумме получается 35, то встают те, у кого 3 и 5). Единственное условие, что примеры нужно так подбирать, чтобы не встречались числа, содержащие две одинаковые цифры: 33, 44 и т. д.

 

Такие физминутки можно время от времени повторять, усложняя задания по мере приобретения учащимися новых знаний и умений.

Активизировать умственную деятельность не всегда удаётся, поэтому учитель должен всегда иметь на «всякий случай какой-нибудь  приём. В данном случае – умственная физминутка.

 

Например: написать в столбик по 5-6 примеров на вычитание, соблюдая одно условие: уменьшаемое в первой строчке должно быть вычитаемым во второй и т. д., например:

 

13-7=

18-13=

25-18=

29-25=

32-29= 

 

Каждый затем проводит черту и находит сумму всех разностей, а учитель сразу выдаёт ответ

ответ:  сумма всех разностей 25.  ( Ответ:32-7) И так будет всегда!

 

В чём секрет? Учащимся предлагается дома придумать свои примеры, соблюдая условие. Затем предложить   классу провести игру: кто больше, кто правильно сделал, и тот, кто лучше всех справился - получает ключ к разгадке, и сам может проводить такую игру.

 

Здесь и интерес к предмету, и умение выполнять действия и т.д.

Во время устного счета можно предлагать различные игры. Например, «Разгадай шифр».

Каждый ряд получает карточку с заданием.

Задача учащихся: сравнить обыкновенные дроби (одну пару 1 ученику) и записать в таблицу номер той пары, в которой стоит знак больше. Таким образом, получается пятизначный шифр. Для того, чтобы не запутаться – номер решенного задания зачеркнуть и передать карточку другому ученику. Помогать нельзя!

Оформление карточки.

Сравни дроби и разгадай шифр.

1.  4.  7.

2.  5.  8.

3.  6.  9.

 

 

 

 

 

 

Ответ: 1 4 6 8 9

Игра «Коллективный счет».

Правила и игровые действия. Класс разбивается на команды по рядам парт. По каждому ряду парт передают лист бумаги с написанным на нем произвольным числом: для 1 ряда – 217, для 2-го ряда -317, для третьего – 472. Каждый из учеников, сидящий первым в своем ряду, должен прибавить к написанному числу 1, вторым – к полученной сумме – 2, третьим – к полученной сумме – 3 и т.д. Побеждает та команда, которая быстрее всех и правильно выполнит работу.

Игра «Составь ряд».

Дидактическая задача: каждый ряд получает карточку с заданием.

Задача учащихся: округлить дробь до сотых. После округления всех дробей последнему игроку нужно записать полученные числа в порядке возрастания. Побеждает тот, кто выполнил всё правильно и быстро.

Оформление карточки:

Округлите до сотых:

1) 2,0567 ≈                     5) 2,0455 ≈

2) 8,7613 ≈                     6) 2,1432 ≈

3) 9,5731 ≈                     7) 5,6783 ≈

4) 1,7164 ≈                     8) 8,7658 ≈

 

С помощью дидактической игры «Раз словечко, два словечко» учащиеся знакомятся с темой урока.

Дидактическая задача: учащиеся выходят по очереди к доске. На доске записаны числа в форме разложения числа по разрядам.

Задача учеников: узнать, какое число записано на доске, найти это число на карточке, выложенной на столе и открыть букву или знак.

Задание

Буквы

Ответ

 Задание

Буквы

Ответ

1) 0,3 + 0,07 + 0,005

+

0,375

6) 3 + 0,6 + 0,003

тич

3,603

2) 0,2 + 0,006

и

0,206

7) 0,1 + 0,001

ных

0,101

3) 4 + 0,08 + 0,005

-

4,085

8) 0,5 + 0,01

дро

0,51

4) 1 + 0,3 + 0,06

де

1,36

9) 3 + 0,3 + 0,006

бей

3,306

5) 8 + 0,5

ся

8,5

 

 

 

Игра «Найди слово».

Дидактическая задача: каждому ученику выдаётся карточка с буквами.

Задача учеников: среди букв найти математические термины. Смотреть по строчкам. Термины подчеркивать карандашом.

1 вариант

авгкспзрфдесятичнаясвщтрадробьрсмцкбгфмнщсложениепрививкасонвычитаниетрросразрядснегопрямаявеникпточкатронсопуговказсмеязнаменательсвфмиокрпиктотрубакримонеёжбнрпсчислительпрожникь

2 вариант

светплюсгрозаборминускосфьросокмирнапирогечазадачабусмузыкаскругмохромиаквадратсеникзпмфцыпрямоугольникпряникфчзверьпримервгзснщяюхфчсмноыщкделениеплнесотврекпрнсуммакросс

 

Интерес к играм, к решению каких-то необычных задач, появляется у учеников не всегда и не у всех детей сразу. Поэтому, на мой взгляд, предлагать игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, они помогают учителю выполнять большие воспитательные и образовательные задачи. И самое главное надо помнить, что игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!

Таким образом, дидактические игры, проведённые на уроках, способствовали развитию таких качеств внимания, как устойчивость, переключаемость, объем, концентрацию, а также помогали в усвоении нового материала, в закреплении знаний, умений и навыков, активизировали деятельность учеников, вызывая интерес к уроку.